Художественная обработка камня
Художественная обработка камня

Обработка натурального камня появилась в тот момент, когда человек обратил на него внимание, как на материал, из которого можно сделать изделие или что-то построить

Поначалу камням только придавали необходимую форму. Это могли быть орудия труда, камни для очага или строительства укрытия. Но, постепенно люди освоили более тонкую обработку, начали шлифовать и полировать камень. Это придало изделиям красоту и обработка камня из технической прекратилась в художественную. 

Шло время и мастерство камнерезов совершенствовалось. Они освоили резьбу и научились создавать рельеф на поверхности натурального камня. От примитивных фигурок перешли к высокохудожественной скульптуре.

Европейское искусство художественной обработки камня

Европейские мастера, в основном, использовали мрамор и травертин. Из этих камней строились храмы, здания, создавались прекрасные скульптуры. Обработка камня была настолько качественной и совершенной для того времени, что многие изделия и здания дожили до наших дней. И продолжают поражать своим видом и красотой. 

Греческие и итальянские города можно считать музеями под открытым небом. А настоящие музеи этих стран полны прекрасных статуй, барельефов, ваз и других изделий, отличающихся совершенством и высоким уровнем художественной обработки натурального камня.

Художественный камень на Руси

Русские мастера тоже работали с камнем издавна. Чудесные примеры их искусства дошли до нас из Древней Руси. Промышленных масштабов камнерезные фабрики зародились в 18-м столетии. Они были построены на Урале, Алтае и под Санкт-Петербургом в Петергофе.

Продукцией этих фабрик были модные, на то время, декоративные вазы из разных видов натурального камня — малахита, орлеца, мрамора, лазурита, яшмы и других. Вазы украшали царские дворцы и дома вельмож. Некоторые были очень большого размера, в обхвате до двух метров и высотой в человеческий рост. 

Некоторые вытачивались из цельных глыб минерала, как Большая колыванская ваза из яшмы. А некоторые создавались из кусочков в технике «русской мозаики». Так рождались знаменитые малахитовые вазы. Основу которых составлял камень попроще, а вот облицовка выполнялась из тонких пластинок малахита толщиной в 3-5 мм.

Мастера так подбирали материал и сочетали узоры на камне, что ваза выглядела монолитной  и выточенной из цельного куска малахита. Дополняли красоту позолоченной бронзой в виде окантовок, ручек, подставок, гербов и статуэток. 

Создавались такие вазы годами, потому что даже на фабриках камень обрабатывали вручную. Распил, шлифовка, полировка шли без применения механизмов, ручными инструментами с добавкой абразивов для ускорения процесса. Только в начале 19-го столетия уральский камнерез Никита Бахарев придумал первые механизмы для резки и шлифовки камня, которые работали от водяного привода. Через 50 лет их модернизирует другой уральский мастер — Василий Коковин. 

Сейчас мастерские и фабрики по камнеобработке используют современное оборудование и процесс изготовления изделий идёт очень быстро. Ручной труд тоже остался, но только для отдельных художественных элементов.

Фактурная поверхность камня

Современные технологии и оборудование позволяют создать большое разнообразие фактур каменной поверхности. Причём с очень высоким качеством исполнения. Это тоже часть художественной обработки.

При заказе изделий покупателям предложат на выбор несколько типов поверхности:

  • полированную;

  • матовую;

  • шлифованную;

  • пиленую;

  • термообработанную;

  • бучардированную;

  • колотую;

  • галтованную;

  • состаренную.

Фактура подчёркивает природную стать и свойства камня, позволяет создать отделочный материал под разные типы интерьеров. Кроме того, вид обработки камня зависит от места его использования. Например, полированные поверхности отличаются не только зеркальным блеском, но и высоким скольжением. Поэтому, они прекрасно смотрятся на стенах или в виде мебели, но плохо подходят для пола из-за травмоопасности.

Некоторые виды камня эффектнее выглядят после распила с естественной поверхностью, а для каких-то требуется дополнительная обработка в виде шлифовки, матирования или термообработки.

Мастера всегда подскажут, что лучше для выбранной породы камня и какую художественную обработку можно использовать для различных типов отделки.

Amigostone
Санкт-Петербург
22.03.2016
Хотите быть в курсе наших событий?
Подпишитесь на наши новости!